Правильное расположение торгового оборудования в аптечной организации — это залог развития аптечной организации. Данная тема актуальна как никогда!
Высокая конкуренция на фармацевтическом рынке заставляет аптеки искать все новые и новые способы привлечения клиентов.
Планирование помещений аптеки требует больших знаний психологии покупателей, мерчандайзинга, а также опыта.
Необходимо учитывать множество факторов, среди которых можно выделить:
- Архитектуру здания в котором расположена аптека, а также расположение торгового зала аптеки;
- Формат торговли (открытая, закрытая выкладка);
- Конфигурация торгового оборудования, его площадь;
- Маршрут потока покупателей;
- Выявить сложные места в торговом зале.
Все помещения в аптеке должны быть максимально функциональны, то есть «должен работать каждый метр». В тоже время помещения аптеки должны быть удобны и для работников аптек и для покупателей товаров аптечного ассортимента.
Существуют следующие виды планировки торгового зала с точки зрения мерчандайзинга:
- «Торговая улица» или «Рыбная кость».
- Линейная планировка («Решетка»).
- «Жесткий трафик» или «Петля».
При любой форме работы аптеки у сотрудников должна быть своя рабочая зона обслуживания клиентов, которая должна быть функциональной и удобной. Рассчитывают ее по следующей формуле:
Sобслуживания посетителей = длинна фронта прилавка*глубину рабочего места
Глубина рабочего места первостольника складывается ширины прилавка, ширины торгового оборудования для выкладки товара и величины прохода между ними.
Оптимальный размер прохода между оборудованием в торговом зале (стеллажи, гондолы) должен составлять 130-140 сантиметров. А оптимальная величина прохода в рабочей зоне у работника перового стола должна составлять 90-120 сантиметров. Если уменьшить данное расстояние, то первостольнику будет просто напросто тесно, если увеличить, то работники аптеки будут больше уставать.
Планирование торгового зала аптеки
Как показала практика, 85% площади торгового зала должно приходиться на зал обслуживания, а 15% — на зону расчета с покупателями (прикассовая зона). В торговом зале не должно быть слишком много свободного места, особенно это относится к центральной части торгового зала и к периферии. Исключение из этого правила — это зона слева от входа в аптеку, так как с точки зрения зонирования торгового зала она является «ледяной».
При расстановке торгового оборудования старайтесь «золотыми» пропорциями расстановки оборудования:
Куст. = Sуст./S
Kуст. — коэффициент установочной площади.
Sуст. — сумма площадей всех установочных площадей всего оборудования;
S – общая площадь торгового зала аптеки.
Данный коэффициент должен находится в пределах 0,25-0,35
Оборудование необходимо расставлять соблюдая правила «золотого треугольника»
«Золотой треугольник» — вход в аптеку, касса и витрина с самым ходовым товаром должны быть максимально удалены друг от друга.
Такое расположение товара «заставляет» покупателей в поисках нужного товара пройти через всю аптеку и попутно сделать незапланированные покупки.
Для аптек с открытой выкладкой рекомендуется использовать другое правило — «правило платиновой петли».
«Правило платиновой петли» — траектория движения покупателей представляется в виде овала, проведенного через точку основной витрины и точку входа в аптеку.
Обобщим и приведем некоторые тезисы расстановки торгового оборудования в аптеке:
- Оптимальное соотношение ширины прохода и высоты торгового оборудование должно составлять 3:4;
- Проход между стеллажами должен составлять 150 см, необходимый для прохода двух человек с корзинками;
- Минимальная величина прохода между стеллажами должна составлять 87,5 си, необходимая для прохода одного человека с корзинкой;
- Для того чтобы нагнуться к товару на нижней полке человеку необходимо пространство в 1 метр;
- Таким образом, можно сделать выводы о том что оптимальная величина прохода между стеллажами составляет — 1,4-1,8 м.